Тормозная система автомобилей ВАЗ 2108 и 2109

Система тормозов является гидравлической и двухконтурной, контуры разделены диагонально. Состоит из регулятора давления, вакуумного усилителя и индикатора недостаточного уровня тормозной жидкости в бачке. В случае отказа какого-нибудь из контуров тормозной системы другой контур, тем не менее, позволяет автомобилю тормозить, но менее эффективно, чем прежде. Тормозные механизмы передних колес - дисковые, работают за счет однопоршневой плавающей скобы. Сейчас тормозные колодки выпускают с механическими(акустическими) или электрическими индикаторами износа.

Торможение задних колес происходит благодаря барабанным тормозным механизмам. Они состоят из двухпоршенвых колесных цилиндров и автоматической регулировкой зазора между барабаном и колодками. Устройство, которое автоматически регулирует зазор располагается в колесном цилиндре и работает по следующему принципу. Между рычагом ручного привода колодок и ребром передней колодки установлена распорная планка, ее длиной можно регулировать. Она состоит из самой планки, упора колодки и регулировочной гайки с пружинным фиксатором. Перемещение гайки по резьбе планки приводит к перемещению упора колодки, что изменяет длину планки.

Если же тормозить стояночным тормозом, то рычаг, поворачиваясь относительно задней колодки, через планку воздействует на переднюю колодку. А если механизма автоматической регулировки зазора нет, то гайка поворачивается за зубчатый храповик при помощи отвертки через окно в тормозном барабане до тех пор, пока не будет достигнуто подтормаживание колеса при полностью опущенном ручном тормозе.

Главный тормозной цилиндр прикрепляется на двух шпильках к корпусу вакуумного усилителя. В отверстия, расположенные в верхней части цилиндра на резиновых уплотнениях вставляется полупрозрачный полиэтиленовый тормозной бачок с датчиком недостаточного уровня жидкости, на который нанесены меткие, показывающие максимальный и минимальный уровень жидкости. За счет двух винтов, ввернутых в нижнюю часть цилиндра и уплотненных медными прокладками, ограничивается перемещение поршней. Также в цилиндр с передней стороны автомобиля ввернута заглушка, уплотненная медной прокладкой, которая служит упором возвратной пружины.

Вакуумный усилитель располагается между педальным узлом и главным тормозным цилиндром. Он крепится к кронштейну, закрепленному на переднем щите кузова на 4 сварных шпильках. Так как усилитель - неразборная конструкция, то при поломке его нужно полностью заменить. Для того, чтобы проверить исправность усилителя, нужно при заглушенном двигателе пару раз нажать на педаль тормоза, а затем, удерживая педаль нажатой, запустить двигатель. Если все работает, то после запуска двигателя педаль должна уйти вперед.

Педаль тормоза - подвесного типа, закреплена на той же оси, что и педаль сцепления. Она снабжена возвратной пружиной и вращается в двух пластмассовых втулках. Также над педалью тормоза располагается выключатель стоп-сигнала, если нажать на педаль, то его контакты замыкаются. Свободный ход педали тормоза регулируется с помощью перемещения выключателя стоп-сигнала при ослабленных контргайках.

Регулятор давления, установленный под полом, прикреплен при помощи двух болтов к кронштейну, который находится в левой задней части кузова. Регулятор давления предназначен для ограничения давления в задних колесных цилиндрах, в том числе и в случае отказа одного их контуров. Передний из болтов, крепящих регулятор давления, кроме этого крепит вильчатый кронштейн рычага привода регулятора давления. Благодаря тому, что отверстия для его крепления имеют овальную форму, есть возможность перемещать относительно регулятора давления кронштейн вместе с рычагом.

В ходе увеличения нагрузки на заднюю ось автомобиля, происходит увеличение нагрузки на упругий рычаг, который в свою очередь, передает усилие на поршень.

При нажатии на педаль тормоза, из-за давления жидкости поршень стремится выдвинуться наружу, но это препятствует усилие со стороны рычага. Как только система приходит в равновесие, за счет цилиндра, расположенного в регуляторе, происходит изоляция задних тормозных цилиндров от главного тормозного цилиндра. Это не допускает дальнейший рост тормозного усилия на задней оси и препятствует опережающей блокировке задних колес относительно передних. Когда нагрузка на заднюю ось увеличивается, при улучшении сцепления задних колес с дорогой, регулятор увеличивает давление в колесных цилиндрах, а при уменьшении нагрузки на ось, регулятор обеспечивает понижение давления. Также в корпусе регулятора есть отверстие, которое закрыто заглушкой. Если из этого отверстия происходит подсекание тормозной жидкости, можно сказать, что уплотнительные кольца регулятора негерметичны.

Плавающая скоба переднего тормоза включает в себя суппорт и колесный цилиндр, эти два элемента стянуты между собой двумя винтами. Цилиндр прикрепляется к пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок, при помощи двух болтов. В эти отверстия должна закладываться смазка. Направляющая колодок и пальцы изолированы друг от друга за счет резиновых защитных чехлов, установленных между ними. Тормозные колодки поджаты пружинами к пазам направляющей колодок. Цилиндр имеет установленный в него поршень с уплотнительным резиновым кольцом, имеющим прямоугольное сечение. Упругость этого кольца обеспечивает постоянную поддержку оптимального зазора между тормозными колодками и диском.

Тормозные диски - чугунные, при износе толщиной как минимум 10,8 мм, при этом, максимально допустимое биение около 0,15 мм.
Задние колесные тормозные цилиндры имеют устройство, позволяющее автоматически поддерживать зазор между колодками и барабаном. Основной элемент этого устройства - стальное пружинное разрезное кольцо, которое устанавливается на поршне с осевым зазором от 1,25 мм до 1,65 мм. Упорные кольца, размещенные по два на цилиндр, вставляются с натягом, который обеспечивает усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, это больше усилия стяжных пружин тормозных колодок.

В случае износа задних тормозных барабанов, будь то овальность, биение или задиры, допускается их расточка. Но при этом в результате расточки внутренний диаметр не должен быть больше, чем 201,5мм.

Стояночная тормозная система имеет механический, тросовый привод на задние колеса. Этот привод включает в себя рычаг, регулировочную тягу, уравнитель, два троса, рычаг привода колонок и распорную планку. В результате регулировки, ход рычага должен составлять от 4 до 5 зубцов сектора, а в эксплуатации не более 8.

Тел.: +7 (84235) 4-84-42
ул. Промышленная, д.2
г. Димитровград, Ульяновская обл., 433504