Тормозная система современного автомобиля

Вы едете за рулем своего автомобиля, нажимаете на педаль тормоза, и машина останавливается. Казалось бы, все очень просто.

Пользоваться да, но чтобы тормоза были надежными, они должны постоянно эволюционировать.

Тормоза автомобиля отличаются от велосипедных, например, тем, что водитель, нажимая на педаль, давит не на само колесо, а создает дополнительное давление в системе, за счет чего и прижимаются тормозные колодки к барабану или диску колеса.

Тормозные системы могут быть пневматическими, а могут быть гидравлическими. Соответственно, в пневматических системах содержится под давлением воздух, и именно воздух давит на колодки. В гидравлических системах работает специальная жидкость, которая так и называется - тормозная жидкость.

Гидравлические тормозные системы находятся в рабочем состоянии сразу после запуска машины, да и при выключенном моторе тоже, только с меньшей эффективностью.

Пневматические же должны сначала набрать нужное давление воздуха в системе, и только затем можно ехать. Применяются пневматические системы обычно на тяжелой технике: автобусах, грузовых автомобилях. Гидравлические - на всех легковых автомобилях, мелких грузовичках, небольших тракторах. Существуют и комбинированные системы: и гидравлические и пневматические. Такие были на старых автобусах ПАЗ, но признаны не очень надежными, и теперь от них отказались.

В тормозных системах есть такая полезная вещь, как вакуумный усилитель. Он начинает действовать после пуска двигателя и намного облегчает труд водителя. Если вакуумный усилитель выходит из строя, то чтобы затормозить, приходится давить на педаль тормоза очень сильно. Но, к счастью, вакуумные усилители ставят на все машины уже лет сорок-пятьдесят. Именно благодаря усилителю можно эффективно тормозить, лишь слегка нажимая на педаль.

Неплохой придумкой для улучшения надежности стало разделение тормозов на два независимых друг от друга контура. Два колеса относятся к одному контуру, два других - ко второму контуру. И если один из контуров в тормозах выходит из строя, то худо-бедно затормозить можно с помощью второго.

Разделяют на контуры либо так: передние колеса - один контур, задние - второй контур. Либо по диагонали: первый контур - левое переднее колесо и правое заднее, а второй контур - правое переднее и левое заднее. У большинства автомобилей разделение на контуры - диагональное.

Кроме рабочей тормозной системы есть еще стояночная. Проще говоря, "ручник". Если при обычном торможении (педалью) тормозят, в основном, передние колеса, то ручной тормоз прижимает только задние колодки.

В современных автомобилях тормоза усложнены еще и дополнительными устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности. Например, АБС - антиблокировочная система тормозов (ABS).

Тел.: +7 (84235) 4-84-42
ул. Промышленная, д.2
г. Димитровград, Ульяновская обл., 433504